Гоночный трек в Минске

Авто и Мото

Гоночный трек в Минске это не миф, это реальность. Только жаль, что сейчас его нет.
Малое Минское кольцо, именно так называлась трасса официально, которая была открыта в 1962 г. совместными усилиями республиканского комитета ДОСААФ и Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Белорусской ССР. Трасса располагалась рядом с деревней Копище-второе.
По плану видно, что трасса напоминает треугольник. Две южные стороны трассы проходили через Заславское шоссе, а северная – по построенному в послевоенные годы спрямлению этого поворота.
Длина трассы была 2850 метров. Никаких ограждений трассы в те времена не было. Лишь в некоторых местах у края дороги были выложены шины.




Первые гонки прошли на Малом Минском кольце 13-14 октября 1962 г.
Абсолютный рекорд трассы установил Ганс-Тео Тегелер на автомобиле «Melkus-63» время 1 минута 17 секунд, что составляло среднюю скорость в 133,25 км/ч

Несмотря на усилия организаторов этапа всесоюзного чемпионата и международных гонок, трасса обладала рядом существенных и практически неустранимых недостатков. Старт-финиш и зона технического обслуживания находились далеко друг от друга; на самой трассе возможность создания закрытого парка гоночной техники отсутствовала, и его пришлось разместить на аэродроме примерно в 10 км от трассы, куда добираться приходилось по неровной и пыльной проселочной дороге. Конфигурация трассы с длинными прямыми и небольшим числом несложных поворотов не представляла большого спортивного интереса, а ее небольшая длина и узость дорог не позволяла выходить на старт большому числу участников. Отсутствовала возможность размещения большого числа зрителей. Ввиду всего этого Малое Минское кольцо в последующие годы уже не принимало соревнования высокого ранга и использовалось не слишком активно: как правило, раз в год для проведения чемпионатов Белорусской ССР.












В 1966 г. была проведена реконструкция трассы с целью приведения ее к требованиям, предъявляемым для проведения международных соревнований. К востоку от существовавшего треугольника был построен новый отрезок трассы, отходивший от Заславского шоссе на юг и после трех левых поворотов разной крутизны вновь примыкавший к нему. Длина круга в результате увеличилась до 4030 м, из которых около 1700 м приходилось на практически прямой отрезок шоссе. Одновременно были расширены остальные дороги (до 9 м в среднем), укреплены их обочины, а зона старта-финиша перенесена на Заславское шоссе, где для нее была оборудована площадка шириной 22 м и длиной 120 м. За обновленной трассой вскоре закрепилось название Боровая (иногда Боровое) по расположенному неподалеку поселку.

Первые соревнования на Боровой – первенство Минской области – состоялись 5 июня 1966 г.; их победителями стали: Юрий Дедук в группе А и Владимир Закржевский в группе Б. В конце того же сезона Федерация автомобильного спорта БССР и республиканский комитет ДОСААФ впервые организовали на Боровой гонки на приз «Золотая осень», которые в дальнейшем стали традиционными.

В 1968 г. на протяжении почти всей длины круга были оборудованы ограждения из наполовину вкопанных в землю старых шин, которые стали характерной и широко известной отличительной чертой Боровой. Полное приведение трассы к действовавшим стандартам обеспечило ей широкое применение в последующие годы. Так, с 1969 по 1977 гг. включительно там проходили советские этапы Кубка Дружбы социалистических стран; в 1970 г. чехословацкий гонщик Владимир Губачек на автомобиле «Lotus-41C» формулы 3 установил абсолютный рекорд Боровой – 1 мин 36,0 с (151,13 км/ч). Также в 1969-1973 и 1978 гг. Боровая принимала этапы чемпионатов СССР.






К концу 1970-х гг., когда были построены и открыты стационарные автодромы в Риге, под Киевом и под Каунасом, Боровая уже не могла равняться с ними по части качества покрытия трассы, инфраструктуры и мер безопасности. Заметно возросшие скорости гоночных автомобилей делали последнее особенно актуальным. В тот период на Боровой произошло сразу несколько аварий со смертельным исходом: в 1977 г. погиб минчанин Вячеслав Старостенко, годом позже – эстонец Тийт Скобелев, в 1979 г. – литовец Римантас Кесминас. Были и инциденты с жертвами из числа зрителей и сотрудников милиции из оцепления трассы. Каких-либо действенных мер по улучшению безопасности трассы принято не было; установленные в 1978 г. столбы с натянутой между ними проволокой могли только помешать зрителям выходить на трассу и переходить ее, но остановить вылетевший на полной скорости автомобиль они, разумеется, были не в состоянии. Кроме того, такое ограждение оказалось опасным для самих гонщиков: известен случай с аварией Владислава Барковского, когда только выступы на кокпите его автомобиля «БПС-Эстония» задержали проволоку и помешали ей врезаться гонщику в шею. Как результат всего произошедшего, в конце 1979 г. проведение кольцевых гонок на Боровой было прекращено. Традиционные соревнования, проводившиеся там, – чемпионаты Белорусской ССР и гонки на приз «Золотая осень» – были перенесены на киевскую трассу Чайка.

В течение следующих лет происходила реконструкция Боровой, призванная привести ее к уровню, сравнимому со специальными автодромами. Рядом с зоной старта-финиша на Заславском шоссе был построен комплекс сооружений республиканского спортивно-технического клуба ДОСААФ, включавший в себя судейское здание, гаражи, боксы и т. п. Вдоль Заславского шоссе были установлены металлические отбойники, расширены дороги, заново уложено их асфальтовое покрытие, ограждения из старых шин дополнены земляными валами высотой 1-1,5 м. Из состава гоночного кольца был исключен восточный участок и одновременно добавлен новый специально построенный поворот в южной части кольца. Длина круга в такой конфигурации составила 3,040 км. Обновленная трасса открылась 15-16 сентября 1984 г. гонками на приз «Золотая осень», совмещенными с чемпионатом БССР. Победителями этих соревнований стали: Владимир Капшеев (формула 3), Райво Хяэль (формула «Восток»), Гедиминас Купчикас (класс A2/1-7), Гунтарс Юдейкс (класс A2/1-8) и Владимир Солопов (класс A2/1-10).

Несмотря на все предпринятые усовершенствования, вновь приобрести тот же статус, что и раньше, реконструированной минской трассе не удалось: ее применение ограничилось лишь традиционными гонками республиканского уровня. Абсолютный рекорд трассы в этой конфигурации установил Анатолий Шимаковский. Кольцевые автомобильные гонки на Боровой проводились до начала 1990-х гг.

Виды Боровой, 1984-1991 гг.









В настоящее время Боровая как дорожное гоночное кольцо больше не существует, и бросающихся в глаза следов его гоночного прошлого сейчас осталось довольно мало. Часть дорог, ранее входивших в состав трассы, ныне находится в плохом состоянии с практически полностью разрушенным асфальтовым покрытием.

Комментарии 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.